Велосипед для выполнения разнообразных трюков и гонок на
специальных площадках с искусственными препятствиями. Может
быть как чисто трюковым велосипедом с небольшими колесами,
так и "основательно переработанным" для тех же целей горным
велосипедом. Преодоление препятствий на велосипеде
называется велотриалом. Велосипедист должен пройти несколько
естественных или искусственных препятствий с минимальным
количеством касаний земли чем-либо, кроме велосипеда.
Велотриал существует в трёх видах. Street - езда по улице, с
преодолением таких препятствий как скамейки, лавочки,
лестницы, парапеты. Этот вид триала самый динамичный. Другой
вид триала - естественный - по пересечённой местности с
преодолением естественных препятствий. В искусственном
триале в качестве препятствий используются поддоны,
покрышки, качели.
Для того чтобы велосипед выдерживал такие повышенные
нагрузки, он должен иметь специальную конструкцию.
Особенностью велосипедов для триала является их небольшой
вес и маленькая жёсткая и низкая рама (13-16 дюймов). Руль у
триального велосипеда гнутый и широкий, сиденье низко
опущено, усиленные подшипники. Тормоза должны обеспечивать
мгновенную остановку, поэтому обычно на триальные велосипеды
ставятся гидравлическая тормозная система дисковая или
ободная. Передняя звезда - одна, диаметром 10-15 см и имеет
20-22 зубьев. У триальных велосипедов только одна передача.
Нога триальщика не должна соскакивать с педали при
выполнении трюка и, в то же время, когда это необходимо,
быстро сниматься с педали. Поэтому педали у велосипедов для
триала шипованные и очень прочные.
Колёса триального велосипеда маленькие (20-26 дюйма) с 48
спицами и особо прочными ободами. Двадцатидюймовые колёса
ставятся на Mod Bike, двадцатишестидюймовые - на Stock Bike.
Это две категории велосипедов для триала. У велосипедов
категории Stock сверхнизкая и очень жёсткая рама, жёсткая
вилка. У этих триальных велосипедов нет сиденья, самая
маленькая звезда с защитным кольцом для запрыгивания на
препятствия. Колёса подбираются в зависимости от выбранного
типа преодолеваемых препятствий. Цель всех изменений
конструкции - максимальное снижение веса. Большинство
деталей для этого подбираются титановые. Велосипеды для
триала категории Mod имеют бэш - изогнутая стальная
пластинка под кареточным узлом. Бэш предохраняет каретку,
звезду и раму от возможных повреждений, а также помогает
залезть на препятствие, на которое Вы не можете запрыгнуть.
У этих велосипедов, как и у Stock моделей, нет переключателя
скоростей.
Если Вы попробуете просто ехать на триальном велосипеде, то
почувствуете, что это невозможно. Из-за низкого
передаточного соотношения придётся часто подкручивать
педали. Максимальная скорость, которую удастся развить при
этом - не более 10 км в час по ровной дороге.
В настоящее время среди любителей экстрима стали популярны
юнисайклы - одноколёсные велосипеды, которые используются не
только для триала, но и для других видов соревнований.
Велосипеды этого типа используются для выполнения различных
трюков на специальных площадках с искусственными
препятствиями. Также для гонок на специальных площадках или
в городском цикле. Диаметр колеса таких велосипедов может
быть либо 20 либо 26 дюймов в зависимости от применения.
Колеса имеют 48 спиц, защиту каретки. Специальная система
торможения. Для велосипедов характерны специальные упоры по
торцам осей колес – пеги, это некий гиророторный механизм,
который позволяет вращать руль много раз в одном направлении
без перекручивания тормозных тросиков, что необходимо для
выполнения многих трюков.
Для выполнения трюков существуют также горные велосипеды с
заниженными усиленными рамами, жесткими вилками. Их
индивидуально дорабатывают и оснащают.
Такие специализированные велосипеды производят только для
профессионалов, часто на заказ. Велосипеды для триала и
фристайла не предназначены для городской или загородной езды
и на дальние расстояния. Такие велосипеды предназначены для
агрессивной езды.